Первый в России помощник по организации
кадастровой деятельности: история успеха одной компании
и одной программы


Кузьмин Михаил
Разработчик
Хорошо забытое старое
Старожилы кадастровых работ помнят время, когда для постановки на учёт земельного участка нужна была съемка, пара листочков описания границ и личное обращение в кадастровую палату. Да, были ошибки, неточности, но всё и всегда доводилось до результата.

Иногда спокойно и с улыбкой переделывалось, но всегда до положительного результата, чтобы клиенты не считали себя брошенными. Инженеры того времени (землеустроители) могли похвастаться полными закромами конфет, тортиков, печенек, ягод и фруктов. По объёму гостинцев можно было определять, к кому чаще обращались за решением земельных проблем граждане. Работы и денег хватало всем. Хорошее было время: простое.

221-ФЗ учредил институт кадастровых инженеров. Кадастровыми инженерами стали индивидуалы, которые должны делать всё то же, что ранее делали большие организации, но только без ошибок, в электронном виде, быстрее и в пределах установленной субъектом максимальной цены работ. При этом уровень спроса с кадастрового инженера был обозначен как президентский (разве что после ухода с поста ответственность у инженера сохраняется): за малейшую провинность - привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. При этом список лиц, которые сегодня превышают полномочия и незаконно делают замечания кадастровым инженерам огромен, – Росреестр и регистраторы, кадастровая палата и муниципалитет, заказчики и смежники.

С учётом возложенной законодателем нагрузки на кадастрового инженера, эффективными остаются кадастровые компании, сохранившие стиль работы землеустроительных организаций. В таких компаниях принимают документы и общаются с клиентами менеджеры, съемки делают геодезисты, кадастровые документы подготавливают камеральщики, проверяют и заверяют документацию своей подписью и несут ответственность за конечный результат кадастровые инженеры. При этом, создавая крайнюю степень доверительных отношений между соисполнителями, именно такой кадастровый бизнес сегодня занимает лидирующие позиции в отрасли. Если же такое доверие и ответственность внутри компании отсутствует, но при этом разделение на процессы присутствует, и кадастровый инженер, находясь в конце исполнительской цепочки, зачастую лишь подписывает электронной цифровой подписью изготовленные другими исполнителями документы то количество замечаний к выполненной работе и претензий к кадастровым инженерам стремится к бесконечности. Законодатель создал условия, когда кадастровый инженер в одиночку физически не может качественно исполнить возложенный на него объём работы с учётом установленных условий: абсолютно без ошибок, в электронном виде, быстро и в пределах установленной субъектом максимальной цены работ. Аналогией современного подхода может служить возложение на единственного человека обязанности по передвижению железнодорожных вагонов между станциями за фиксированную неиндексируемую сумму, с последующим привлечением такого человека к ответственности в случае невыполнения в срок.

В результате кадастровый инженер вынужден кооперироваться с иными лицами (менеджерами руководителями, геодезистами) или же работать внутри большой системы как наёмный работник.
Вызов новым реалиям кадастровых отношений
Я являюсь потомственным геодезистом, кадастровым инженером, преподавателем и, в довесок, руководителем ООО «Первая межевая компания», г.Оренбург. Пройдя курс обучения по бизнес-процессному моделированию у самого Белайчука Анатолия Анатольевича, я решил разобраться, как выстроить систему организации кадастровой деятельности так, чтобы:
— кадастровая компания и инженеры-ИП успевали вовремя исполнить обязательства, в т.ч. госзаказ;
— кадастровая компания и инженеры-ИП имели достойную прибыль;
— кадастровая компания и инженеры-ИП имели постоянный приток клиентов;
— кадастровая компания могла базироваться в рамках субъекта РФ (правила игры и региональные
законы в каждом субъекте свои);
— кадастровая компания и инженеры-ИП работали без ошибок. Совсем без ошибок;
— на кадастровую компанию и её инженеров не поступали жалобы в правоохранительные органы и СРО;
— кадастровая компания и инженеры-ИП не привлекались к ответственности за пустяки;
— кадастровый бизнес был на высоком счету у государства, а квалификация кадастрового инженера вызывала бы уважение в обществе;
— в сфере кадастра работали только законопослушные и заинтересованные в результате люди;
— кадастровая компания и инженеры-ИП имели тотальный контроль над принятыми обязательствами;
— принятые кадастровой компании и инженерами-ИП обязательства всегда доводились до логического завершения.

Назвавшись груздем, я залез в кузовок создания бизнес-процессной модели кадастровой деятельности. Да так залез, что потратил на это два года.

Нет, конечно, один в поле не воин. Безусловную поддержку оказал коллектив ООО «Первая меже-
вая компания», г. Оренбург (О.С. Филипповских, П.С. Кульбашный, А.П. Попов, П.С. Кузьмин, Л.Х. Зиновичева, И.А. Томина, А.А. Жуль, Т.П. Баулина, М.А. Жантекеева, О.А. Мамонтова). Весомый
вклад в разработку внесло СРО «Союз кадастровые инженеры», г. Саратов (В.В. Ерёмин,
А.О. Пряников, К.Н. Дьяченко)
.

Через два года была разработана бизнес-процессная модель осуществления кадастровой деятельности.

Так, стоп! При чёт тут бизнес-процессная модель? Давайте разбираться.
Бизнес-процессная модель организации работы как основа максимальной эффективности
«Бизнес-процессы помогают в работе» — это выражение разве что дошкольник не слышал. Общаясь в бизнес среде, я понял, что 99% употребляющих такое словосочетание коллег имеют лишь теоретическое представление о бизнес-процессных моделях, понимая под ними графическую визуализацию процесса деятельности (в блок-схемах). Если простым языком, то, имея алгоритмы работы бизнеса в блок-схемах, многие полагают, что работают на основе бизнес-процессов. Это верно лишь с точки зрения визуализации, но тем не менее является поверхностным пониманием бизнес-процесса.

В действительности бизнес-процессный подход направлен на выделение из общего хаоса действий процессов и превращение инициирующих их событий в выходы, создающие ценность и смысловой или производственный результат. При этом конечной целью реализации бизнес-процесса является повышение ценности для потребителя услуги или товара, исключение тупиков и бесполезных действий. По факту всё те же 99% рисуют блок-схемы, не выделяя процессы, не сокращая время их протекания, не задумываясь над повышением ценностей для клиента. А иногда и вовсе такие блок-схемы направлены только на зарабатывание денег, т.е. на отказ от всего лишнего, в т.ч. создающего ценности для клиента, в пользу одной цели - повышения заработка. Такой поход является вирусным для любого бизнеса и постепенно его убивает.
Вывод: не имея глубоких знаний и опыта проектирования бизнес-процессов невозможно
прийти к созданию эффективной системы ведения кадастровой деятельности
.

И тут мы подходим к интересному наблюдению. В реальных бизнес-процессных моделях сокращение времени протекания бизнес-процесса происходит за счёт верно выбранной аналитиком методологии, цели и подхода к разработке. При этом, всё тем же 99%-большинством совершается вторая ошибка – время выполнения операций сокращается только за счёт автоматизации: путём внедрения программного обеспечения или роботизации.

В итоге мы имеем автоматизацию блок-схем работы компании или индивидуального предпринимателя. Такой подход долгий, затратный и не является эффективным на 100%. Нет, с эффективностью такой автоматизации можно поспорить, ведь автоматизированное производство перед неавтоматизированным имеет преимущество, но автоматизация текущих процессов в блок-схемах коренным образом отличается от автоматизации бизнес-процессов.

Для понимания таких отличий, предлагаю рассмотреть наглядный пример. В 2016 году на экраны вышел фильм «Основатель». Фильм, в котором демонстрируется верный, на 100% эффективный подход соучредителей Макдоналдс к ведению бизнеса. Кадры со спортплощадки: мелом нарисована будущая кухонная техника, а люди, не мешая друг другу, в разных комбинациях пытаются достичь быстрого приготовления. В этих кадрах на каждом этапе совершаемых действующими лицами действий прослеживается создание ценности для клиента: улучшение вкуса, ускорение работы, исключение ошибок.

Вывод: только синергия глубоких знаний бизнес-процессного моделирования и опыта работы в определённой сфере, помогают создать эффективную систему, в т.ч. ведения кадастровой деятельности.

Научный подход к вопросам кадастровой деятельности как основа её успешности
Я рос в окружении геодезистов. Полевые работы, астрономо-геодезические наблюдения и множество научной литературы с детства определило сферу моих интересов. После поступления в университет на специальность «Городской кадастр» мой интерес подтвердился и определил жизненный путь.

Теоретическая огранка закончилась в 2010 году дипломом с отличием, при этом смысл выражения «Практика – критерий истины» я начал познавать уже с 2007 года, трудоустроившись по специальности.

За моими плечами преподавательская деятельность в Оренбургском государственном университете, научные работы, руководство межевой компанией, практика разрешения административных споров по кадастровым работам в Антимонопольной службе, представление и защита интересов кадастровых инженеров в судах, выступления на съездах кадастровых инженеров, защита профсообщества кадастровых инженеров от создания института государственного кадастрового инженера, членство в апелляционной комиссии и рабочих группах Росреестра.

За время работы, осуществляя руководство ООО «Первая межевая компания», удалось решить слож-
ные кейсы золотодобывающим компаниям, градообразующим предприятиям, структурам Спецстроя
России, а также представителям крупного бизнеса.

Вывод: в результате наработки богатого и разностороннего опыта у меня сформировался
надёжный фундамент для успешной профессиональной реализации и развития
.
Симбиоз бизнес-процессного подхода
к управлению и опыта кадастровой деятельности как основа программной
автоматизации
Разработав бизнес-процессную модель кадастровой деятельности в нотации BPMN 2.0 я приступил к её автоматизации через разработку программы, которая на 100% делает кадастровую и геодезическую деятельность эффективной.

Подчёркиваю, автоматизация деятельности без проектирования бизнес-процессов не имеет 100% эффективности и вовсе неэффективна по сравнению с автоматизацией бизнес-процессов. Сначала модель, потом программа. Программа без модели может убить бизнес. Мне известны случаи, когда крупные компании покупали отраслевые решения, автоматизирующие теоретическое представления разработчиков о деятельности в отрасли. В лучшем случае автоматизировали стиль работы какой-либо компании. Через некоторое время те компании, которые перешли на эти решения – закрылись. Всё потому, что была допущена ошибка: вместо бизнес-процессной модели была автоматизирована текущая деятельность, т.е. были автоматизированы неэффективные действия, которые позволяет выявить только бизнес-процессное моделирование. По понятным причинам разработчики такого ПО и отрасли применения в статье не приводятся.

Не будем останавливаться на тонкостях разработки программного обеспечения, его архитектуры и
методологии создания, а ограничимся лишь указанием срока его разработки – три года.

Так был создан первый IT-помощник в организации кадастровой деятельности. Изначально он получил имя – ГеоИнтеллект. ГеоИнтеллект в течение семи лет является драйвером развития ООО «Первая межевая компания». Первым коммерческим пользователем ГеоИнтеллекта стало ООО «Проектно-кадастровая служба», г. Октбярьский, РБ.

Безусловно, ГеоИнтеллект являлся «секретом производства» ООО «Первая межевая компания» и никак не мог продаваться. Однако, вкладывая значительную часть доходов межевой компании в IT-решение и принимая во внимание необходимость его развития, я пришёл к идее о возможности распространения программы, её совместного с коллегами применения, а также развития программы теперь уже за общий счёт.

Однако, первая версия ГеоИнтеллекта поддерживала не более 100 пользователей, что накладывало ограничения на возможность её массового применения. Для устранения таких ограничений программа была переписана на платформу «Новая реальность», при этом количество пользователей стало ограничиваться лишь количеством участников рынка кадастровых работ.

В 2020 году по просьбам пользователей ГеоИнтеллект был переименован в Гео-Клик!

С запуском Гео-Клика на новой платформе в 2020 году количество его пользователей стало
стремительно расти. С удовольствием предлагаю читателям присоединиться к ним.

Возможности программы позволяют на 100% организовать и ускорить кадастровую деятельность.

Гео-Клик по классу программных продуктов относится к ERP системам отраслевого назначения,
превосходящим по своим возможностям CRM системы и средства обособленной автоматизации.

Возможности Гео-Клика на сегодня уникальны. Вот некоторые из них:
— содержит сведения о 1132 видах работ, для которых показывает, какие документы необходимо
взять у Заказчика работ (для каждого вида работ свой пакет документов);
— содержит визуальный календарь выездов геодезиста: теперь нет никогда наложений по времени и форс-мажоров. Перенос выезда происходит одним нажатием кнопки;
— доступ в Гео-Клик защищён 256 битным ключом шифрования и данные под надёжной защитой;
— формирование срока по договору происходит динамически, с учётом загрузки ИП или Компании.
Это значит, что в сезон никто не будет перегружен. Гео-Клик, обнаружив загрузку, постепенно увеличивает срок выполнения работ по договору. Это беспрецедентно, ведь теперь не требуется говорить всем Заказчикам одинаковый, но большой срок выполнения работ;
— создаются напоминания о необходимости подачи в Росреестр актов согласования границ
и контролируется подача Заказчиками документов в Росреестр;
— срок создания клиента, договора, сбора документов составляет 7 минут!

Желаем Вам приятной работы по клику!
С уважением, команда разработки Geo-Click и её идейный вдохновитель
Кузьмин Михаил Сергеевич.




Продолжая работу, Вы разрешаете использование cookie-файлов.
OK